
Прежде чем ответить на это вопрос, необходимо обратиться к "Законам памяти", которые позволяют прочно запоминать и долго удерживать в памяти запомненное.(в таблице использованы материалы сайта http://www.test4.biz/advice_4.php)
Дополнительно:
1
|
Закон осмысления
|
Чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется
в памяти. Приём «Прогнозирование», выделение смысловых единиц помогут
осмыслению информации.
|
2
|
Закон интереса.
|
Легко запоминается интересное. Основа формирования
интереса - цель. Прежде, чем начать чтение (прослушивание, просмотр), надо четко
решить, зачем мне это нужно.
|
3
|
Закон объема знаний
|
Чем больше знаний по определенной теме, тем лучше
запоминается все новое. Перед чтением вспомните все, что уже известно по данной
теме, может быть, нужно не просто вспомнить, но и более активно
"приподнять" запрятанные в глубинах памяти знания.
Если Вы хотите запомнить что-то совершенно новое,
учтите, что при единовременном восприятии память способна удержать в среднем
7 объектов (от 5 до 9).
|
4
|
Закон готовности к запоминанию
|
Готовность к выполнению определенного действия
(установка) предопределяет восприятие. На восприятие какого материала Вы
настроились, что приготовились увидеть в тексте, то и увидите.
|
5
|
Закон одновременных впечатлений
|
Если Вам трудно вспомнить что-либо, надо вызвать в
памяти максимум одновременных (смежных) впечатлений.
|
6
|
Закон последовательных впечатлений
|
Если Вы должны запомнить что-то целиком и близко к
тексту, никогда не учите частями - только все вместе.
|
7
|
Закон усиления первоначального впечатления.
|
Чем сильнее первое впечатление от запоминаемого, чем
ярче образ, чем больше каналов, по которым идет информация, тем запоминание прочнее.
Отсюда задача - всеми средствами усиливать первоначальное впечатление от
запоминаемого. Существует два способа усиления первоначального впечатления:
рациональный (записать, нарисовать и т.д.) и эмоциональный.
|
Способы (приёмы) запоминания информации при обработке текста
- «Прогнозирование» (предположение на основании названия, о чем может говориться в данном тексте)
- Представление информации в письменном виде
‒ Разделение информации (маркировка)
‒
Составление
смысловой цепочки
‒
Группирование
‒
Составление
схемы, таблицы
‒
Ключевые
слова
- Визуализация (использование рисунков, символов)«Прогулка по памяти» (запоминание слов или объектов через придумывание истории, в которой встречаются эти слова в определённом порядке)
- Составление вопросов (тестовых заданий) к тексту. Повторение материала через ответы на составленные вопросы.
- Концептуальные (или Интеллектуальные) карты
- Театрализация (драматизация) содержания.
- Приёмы мнемотехники
Главное: "Легче всего мы запоминаем не
слова, не картины, а то, что мы сами делали — реально
или в уме. Лучше всего запоминаются наши собственные действия!"
Дополнительно:
Наталья, какой интересный и познавательный материал вы предоставили для учителей!!! Как всё чётко и понятно изложено! Меня заинтересовал не только теоретический материал, но и структура проведения методического тренинга. Я думаю, что многие учителя с большим интересом ознакомятся с вашей работой и будут Вам благодарны за оказанную помощь. Лично я уже взяла на вооружение некоторые ваши рекомендации. Большое спасибо!!!
ОтветитьУдалить